PDA

Просмотр полной версии : Русская диаспора


unamarmota
11.01.2011, 08:46
Ассоциация русских и их потомков в Парагвае (АРИДЕП) приглашает православных принять участие в Службах Божьих в Покровской церкви Асунсьона 15 и 16 января 2011 года:

Señores Fieles de la Iglesia Ortodoxa Rusa, Consocios, Familiares y Simpatizantes de ARYDEP
Por medio del presente y para vuestro conocimiento informamos que conforme lo comunicado por el Sr. Sergio Kolenko, habrá oficios religiosos, Divina Liturgia + Bendición del agua en la Iglesia Ortodoxa Rusa de Asunción (sito calle Nuestra Señora de la Asunción No.1143 casi Ygatimí), el próximo Sábado 15/Enero/2011, 18:00hs y Domingo 16/Enero/2011, 09:00hs.
Los oficios religiosos estarán a cargo del Padre Bartolomé de Oberá, Misiones, República Argentina.
Estan todos cordialmente invitados y principalmente los fieles de la Iglesia Ortodoxa Rusa.
Les saluda muy atentamente,

Bladimiro Szwako Linievich
Presidente de ARYDEP

unamarmota
04.05.2011, 10:34
Ассоциация русских и их потомков в Парагвае (АРИДЕП) приглашает принять участие в Богослужении в Покровской церкви Асунсьона, назначенном на 9.00 утра 8 мая.
В этот же день в 12.30 в доме сеньора фон Хороч будет прием, посвященный Пасхе Господней, на который приглашаются русские семьи.
После приема с 15.00 намечено посетить русские участки городских кладбищ, на которых падре Бартоломе Овьедо (православный священник) отслужит Панихиду по усопшим.
На 10 мая на 20.00 желающие приглашаются на концерт русского тенора (фамилия мне неизвестна), который пройдет в клубе Национального банка Парагвая. Вход - свободный.
Желающие, приглашаются также на презентацию книги Роберто Зуба об истории русских поселенцев которая состоится 5 мая в 19.30 (смотрите фото приглашения).

unamarmota
03.06.2011, 11:17
7 июня 2011 года состоится презентация книги парагвайского художника русского происхождения Хорхе фон Хороч и выставка его картин.

Сеньор Хорхе фон Хороч является председателем АРИДЕП (ARYDEP) (возможно - бывшим: боюсь ошибиться ибо все так запутанно, а официальной информации нигде и не найти :sign0013: :please:) - Асссоциации русских и их потомков в Парагвае.

Презентация и выставка состоятся в помещении Культурного центра посольства Бразилии в Парагвае. Начало в 19.30. Вход - свободный.

unamarmota
06.06.2011, 18:30
К.С. КУРГАНСКИЙ
Белая эмиграция в Латинской Америке: попытка сохранения русской культуры, традиционного быта и православной веры (на примере Аргентины и Парагвая)

Культурная жизнь Юга России №4, 2009

В статье рассматривается уникальность российской эмиграции 1920–1930-х годов в страны Латинской Америки, отмечаются попытки сохранения российских устоев политической, социально-духовной и культурной организации жизни за рубежом.

Уникальность российской эмиграции 1920–1930-х годов заключается в ее производности от социокультурного раскола России, достигшего критического уровня в конце XIX – начале XX века. Очередные попытки перехода от традиционного общества к либеральному сопровождались трансформацией политического сознания, затрагивавшей социокультурные основания российской государственности. Именно поэтому русская эмиграция «первой (послереволюционной) волны», часто называемая белой, представляла собой своеобразный «слепок» российского общества. Российское зарубежье, стремясь следовать устоямполитической, социальной, культурной и прочей организации жизни своего Отечества, неизбежно адаптировалось, чтобы не только выжить, но и самосохраниться.
Белая эмиграция, основным ядром которой были русские воины, включала в себя не только представителей трех восточнославянских народов, но и лиц, принадлежавших к различным меньшинствам Российской империи, которые самоопределялись как «русские эмигранты». Она возникла де-факто как результат почти пятилетней Гражданской войны (1917–1922) и де-юре как последствие Декрета советского правительства «О лишении прав граждан некоторых категорий лиц, проживающих за границей» от 15 декабря 1921 года.
Ленинский указ лишил гражданства всех русских, оказавшихся за рубежом. Таким образом, в мире возникла группа русских эмигрантов и беженцев, численно достигавшая, по мнению большинства исследователей, 3 млн. чел. Это обстоятельство вынудило управляющего делами беженцев Лиги Наций, лауреата Нобелевской премии Фритьофа Нансена создать в
1922 году специальный документ, прозванный затем «нансеновским паспортом», подтверждавший «бесподданство» русских белых эмигрантов, а затем и беженцев из других стран. Этот документ стал предпосылкой для Проездного документа беженца, ратифицированного Конвенцией ООН «О статусе беженцев» 1951 года.
Поначалу большинство изгнанников осели в странах Европы: Югославии, Болгарии, Чехословакии, Германии и Франции. Например, в 1922–1923 годах количество русских эмигрантов в Германии достигало 600 тыс. чел., из них в Берлине проживало 360 тыс. чел. По данным немецкой статистики, в Германии в те годы издавалось больше книг на русском языке, чем на немецком [1].
В своей работе мы остановимся на некоторых странах Латинской Америки, давших приют эмигрантам из России.
Многие исследователи, изучая «волны» эмиграции русских в Аргентину, часто берут за отправную точку 1918–1922 годы, но данная позиция не совсем верна, потому что русская эмиграция в Аргентину и другие страны Латинской Америки началась еще в 60-е годы XIX века. По своему характеру это была экономическая эмиграция, состоявшая преимущественно из крестьян, прибывших на далекий континент в поисках земли. Среди выходцев из России, помимо русских, были евреи, поляки, белорусы, украинцы и немцы, многие из которых относили себя к русским. Введение в 1874 году в России всеобщей воинской повинности, по мнению ряда исследователей, явилось одной из причин, побудившей немцев к переезду в Аргентину, где такая повинность отсутствовала. Некоторые группы волжских немцев решили переселиться в эту страну, пользуясь ее новым иммиграционным законом от 1876 года. К 1910 году в Аргентине проживало около 45 тыс. русских немцев.
С 1890 года в Аргентину из западных губерний Российской империи начали переселяться евреи. К 1914 году их численность составляла около 100 тыс. чел.
Очередной волной российских эмигрантов стали временные сезонные работники (главным образом, крестьяне из западных губерний), которые впоследствии не вернулись на родину.
Согласно исследованию Митрополита Санкт-Петербургского Иоанна, опубликованному в 1993 году, в 20-е годы прошлого столетия в Южную Америку прибыло около трех тысяч русских эмигрантов. Трудно установить, сколько из них попало в Аргентину, но на основании некоторых свидетельств можно предположить, что менее тысячи. В частности, К. Парчевский в своей книге «В Парагвай и Аргентину» (Париж, 1937) указывал, что в 1930-е годы в Буэнос-Айресе проживало около 500 русских белых эмигрантов.
В начале 1930-х годов в Парагвай прибыло несколько сотен белогвардейцев, сотрудничавших с национальной армией во время войны с Боливией (1932–1935). Правительство этой страны признало их прежние военные чины, и некоторые из них заняли важные посты. Среди старых эмигрантов бытовало мнение, что русские офицеры, принявшие участие в этой войне на стороне Парагвая, как бы «доигрывали» сражения Первой мировой войны против своих извечных противников – немцев, поскольку в боливийской армии последние имели офицерские должности [2].
Участие русских эмигрантов в политической жизни страны пребывания являлось в ряде случаев способом выживания и попыткой сохранения русского духа и русской культуры. Зачастую этому противилась сама жизнь. В подтверждение приведем отрывок из воспоминаний видного аргентинского общественного деятеля, историка И. Н. Андрушкевича о первых тяжелейших днях эмиграции, когда его семья оказалась в составе казачьих военных частей, интернированных англичанами на греческом острове Лемнос. «Тысячи человек, включая женщин и детей, были высажены с кораблей на необитаемый голый пляж без деревьев и кустов <…> Англичане выдали военные палатки и разломанные большие деревянные ящики, в которых перевозили разные продукты. Также выдали скудный провиант на неделю, сказав, что через неделю привезут еще. После этого англичане отбыли на своих военных кораблях, оставив высаженных русских на произвол судьбы. Однако в данном случае английская спесь не только оказалась ошибочной, но и в конечном итоге малокультурной, ибо английские спесивые офицеры-аристократы <…> забыли, что судьба подлинного аристократа зависит от него самого, а не от посторонних. Сразу после высадки людей охватил дикий ужас. Однако это не был ужас перед тем, как и где они будут спать
и что будут есть. Это был ужас перед очевидным фактом, что они оказались вне всякого быта, перед полным отсутствием минимального русского быта.
Однако ужас длился недолго <…> Был дан приказ на благоустройство места. В первый же день работа закипела, и, в согласии со старой русской культурой, в первую очередь были приняты меры для обеспечения минимальных удобств для женщин и детей. В следующие дни все продолжали работать, разводить улицы, маленькие скверы, строить часовню из досок от английских ящиков. Когда через неделю прибыли гордые сыны Альбиона, они не могли поверить своим глазам: перед ними, вместо голого скалистого побережья, оказался маленький городок из палаток, с улицами, скверами, часовней, лазаретом и т. д.» [3].
Вышеописанная ситуация была характерна практически для всех, кто покинул Россию после Гражданской войны. Нигде эмигрантов не встречали с распростертыми объятиями. Эмиграция в Южную Америку осложнялась необходимостью адаптации к климату и образу жизни коренного населения. В те годы в Европе велась активная агитация за переселение выходцев из России в далекий Парагвай. Инициатором этой кампании стал генерал И. Т. Беляев, строивший грандиозные по тем временам планы. «В то время как Россия и русский народ погибают в большевистском разложении, в Парагвае может создаться новое ядро. Сюда можно перенести всю русскую культуру, литературу, музыку, науку, и они взойдут здесь пышным цветом» [4].
Генерал предполагал также устройство в Парагвае русских земледельческих колоний. Но приехавших из Европы переселенцев ждало разочарование: тяжелый климат, тяжкий труд, не приносивший дохода. «Утверждали, что урожай бывает четыре раза в год. Но забыли упомянуть, что собрать его удается только раз в четыре года. То налетит саранча, то пожрет бродячий муравей, то уничтожит какой-то неведомый паразит <…> Вредители сидят повсюду – в земле, под землей, в воздухе, в лесу» [5].
Проблемы возникали не только в сельской местности, но и в городах. Специалисты из России не могли и мечтать о получении должности. Негде было учить детей, полное незнание языка страны пребывания и другие факторы травмировали психику людей. Выжить в такой ситуации помогало возрождение русского быта, сохранение православной веры, единение русских эмигрантов в борьбе с трудностями. К сожалению, в Латинской Америке практически не было православных церквей. Первый собор на этом континенте был построен на пожертвования царской семьи и открыт 6(18) декабря 1898 года в Буэнос-Айресе. Этот прекрасный храм и поныне является гордостью русских в Южной Америке. При активном участии эмигрантов и под руководством отца Константина Изразцова, назначенного в 1926 году Высшим Церковным Управлением за границей управляющим приходами во всей Южной Америке, были построены кафедральный собор в Сан-Паулу и церкви в Вилле-Альпине и Лос-Пратос (Бразилия), церковь в Монтевидео (Уругвай), церкви в Асунсьоне и Энкарнасьоне (Парагвай) и др. [6].
Именно духовность и соборность помогали русской эмиграции выживать вдали от исторической родины. Был восстановлен, насколько это возможно, традиционный русский быт, родившиеся в эмиграции дети воспитывались на ценностях традиционной культуры, в семьях всегда звучала русская речь.
Необходимо отметить, что белая эмиграция, за редким исключением, не везла с собой никаких материальных благ. Вывезти ценности из советской России было практически невозможно. Вообще в тот момент единственным благом и ценностью эмиграции была сама Россия с ее бытом, культурой и православной верой. Русская эмиграция издала десятки тысяч наименований книг, брошюр, журналов и газет на родном языке, сохранила религию и приумножила великую русскую культуру. Можно сказать, что она выполнила свои исторические задачи.

Литература:
1. Андрушкевич И. Н. Русская белая эмиграция (Историческая справка). Буэнос-Айрес, 2004.
2. Кублицкая М. А. Русский генерал в Парагвае // Кадетская перекличка. Нью-Йорк, 2006. № 77. С. 111.
3. Андрушкевич И. Н. Русская белая эмиграция … С. 159–160.
4. Парчевский К. В Парагвай и Аргентину. Париж, 1937. С. 109.
5. Кублицкая М. А. Русский генерал в Парагвае … С. 113.
6. Андрушкевич И. Н. Православие в Южной Америке // Церковная жизнь. 2000. № 1–2. С. 34–36.
K. S. Kurgansky. White Emigration in Latin America: Attempt of preservation
of the russian culture, a traditional way of life and orthodox faith (on the example of Argentina and Paraguay)
The article is dedicated to the uniqueness of the Russian emigration in the 1920–1930s in the countries of Latin
America and attempts to keep the Russian foundations of the political, social-spiritual and cultural organization of life abroad.

unamarmota
07.06.2011, 12:02
Объявление о проведении Дня русского языка, проводимого под эгидой АРИДЕП.
В программе: доклад на тему "Александр Пушкин - великий русский писатель(!)", показ короткометражного фильма "Русские в Парагвае" о генерале Беляеве, выступление известного российского поэта и депутата одного из регионов России (?) Роберта Мимнуллия (Robert Mimnulliy), декана Московского университета Елены Осиповой.
Приглашаются студенты и преподаватели факультетов, любители русского языка и литературы.
Событие состоится при содействии посольства России, научного общества Парагвая, общества писателей Парагвая и АРИДЕП в 19.00 9 июня в салоне-аудитории в здании Благочестие (Edificio la Piedad).

Не могу найти никаких данных об известном поэте и депутате Мимнуллии в интернете - может расскажет кто из России, что за личность?
А то было уже здесь такое, что заезжего, опять же из Аргентины (только одна гастроль - проездом!), "известного русского тенора" можно было найти с трудом в интернете как исполнителя "русского шансона"...
Ну, что вы хотите: пока Парагвай "обочина культуры" для России.

Sergio
07.06.2011, 12:15
показ короткометражного фильма "Русские в Парагвае" о генерале Беляеве
Интересно что за фильм. Хотелось бы посмотреть

unamarmota
08.06.2011, 12:10
Интересно что за фильм. Хотелось бы посмотреть

Есть только два варианта:
1) быстро-быстро прилететь в Парагвай и посмотреть (украинцам виза не нужна);
2) обратиться в Москву, где этот фильм снят и попросить копию для проката в кругу друзей и личного просмотра.

Sergio
08.06.2011, 14:14
unamarmota, спасибо за информацию.
Жаль, но ни один из этих вариантов не получится.

Olega67
08.06.2011, 17:59
Это не тот фильм, что Михалков снял?

unamarmota
09.06.2011, 06:32
http://www.iglesiarusa.org/index.php/video/167-film-russkiy-paragvay.html
Ты смотри - Михалков: вот уж семейное чутье - и тут успел "уловить спрос в верхах"...

Как бы там ни было с товарищем-господином Михалковым, но посмотреть можно здесь:
http://www.youtube.com/watch?v=gU_1CIuJoG4

unamarmota
09.06.2011, 10:09
Решил все-таки внести ясность:
Как бы ни относился кто (в частности - я) к личности Михалкова, этот Никита Бесогон выдал фильм качественный и информативный. Есть много документальных кадров, которые представляют ценность.
Безусловно, фильм вполне достоин звания памятника парагвайско-российской дружбы и рекомендуется к просмотру всем, начиная от младшего дошкольного возраста.
Частные же мнения, возражения, реплики с мест и пр. - кто же против? Даже с памятниками можно спорить, только зачем?

unamarmota
19.06.2011, 07:25
Вчера в Волынской области Украины, в честь годовщины Брусиловского прорыва, в городишке Рожище была установлена мемориальная доска в честь пребывания там национального героя Азербайджана генерала царской армии Гусейна Хана Нахичеванского.
Официальная историография говорит, что он "предположительно" расстрелян большевиками.
Гусе́йн Хан Нахичева́нский (также Хан Гуссейн Нахичеванский, 1863—1919 гг.) — российский генерал от кавалерии, генерал-адъютант.
Происходил из владетельной ханской фамилии Нахичеванских Эриванской губернии. Командовал элитными кавалерийскими частями и был единственным за всю историю генерал-адъютантом — мусульманином в Русской императорской армии. Кавалер 15 российских и 9 иностранных государственных наград, включая боевые ордена Святого Георгия 3-й и 4-й степеней и Золотое оружие «За храбрость». Предположительно, расстрелян большевиками в январе 1919 года.
В столь часто упоминаемой здесь на форуме книге М.Д. Каратеева "Парагвайская надежда" упоминается друг автора Хан Нахичеванский, любитель лошадей и житель Парагвая в те 30-е годы.
Уж не этот ли самый? Дай Бог, если не его расстреляли и довелось герою пожить еще в спокойной стране.

Olega67
19.06.2011, 14:11
И Беляев тоже был участником Брусиловского прорыва, командовал батареей...
Возможно в его воспоминаниях Хан Нахичеванский упоминается, я еще только начало прочитал)))

unamarmota
19.06.2011, 14:40
Тут вот какая связка намечается...
У Гусейна Хана Нахичеванского было двое детей:

Дочь Татьяна-ханум Нахичеванская, в замужестве Мартынова, родилась в Петербурге 18 июня 1893 года. В 1917 году вышла замуж за сына генерала от кавалерии, офицера Лейб-гвардии Атаманского полка Дмитрия Андреевича Мартынова (1893—1934). Татьяна-ханум умерла 3 мая 1972 года в Ницце.

Сын Хан Георгий (Юрий) Нахичеванский родился 29 декабря 1899 года в Петербурге. Воспитанник Пажеского корпуса. Корнет Лейб-гвардии Конного полка. Участник Белого движения. После Севастопольской эвакуации жил вместе с матерью во Франции, затем во Французской Сирии (Ливане), где создал представительство компании «Форд» на Ближнем Востоке. Умер 8 мая 1948 года в Бейруте.

Вполне возможно, что нынешний специалист по Парагваю в России - профессор Мартынов есть потомок по дочери.
Возможно также, что в "Парагвайской надежде" упоминается не отец (Гусейн), а сын Георгий, поживший (может быть?) в Парагвае между Францией и Ливаном?

unamarmota
24.06.2011, 08:10
Вполне возможно, что нынешний специалист по Парагваю в России - профессор Мартынов есть потомок по дочери.
Возможно также, что в "Парагвайской надежде" упоминается не отец (Гусейн)...

Профессор Борис Федорович Мартынов оказался не родственником Хана Нахичеванского, что подтвердил он сам, а парагвайский Хан Нахичеванский, по его мнению, просто какой-то родственник Хана Гусейна...
Не совсем понятно тогда как наследовался титул Хана, если в это время жил и здравствовал сын Гусейна - Георгий Хан Нахичеванский...

unamarmota
24.06.2011, 08:19
Сегодня президент Парагвая Ф. Луго встречается с представителями канадских деловых кругов. Канадские фермеры и специалисты немало сделали и делают для Парагвая. Понятно, что представительную делегацию будет интересовать вопрос не готовится ли Ф. Луго к экспроприации иностранного капитала по примеру своего друга Чавеса в свете последних действий президента по увековечению своей власти.
Интересно другое: в составе сегодняшней канадской делегации находится посол Парагвая в Канаде - Канонников (Manuel Schaerere Kanonnikoff) - потомок того самого Канонникова - героя Чакской войны, в честь которого названа одна из улиц Асунсьона.
Есть в Парагвае и другие Канонниковы - семья большая.

unamarmota
06.07.2011, 13:31
На этой неделе в Асунсьоне - концерт русской музыки.
Дата пока неизвестна, извините.
Поэтому, во избежание ажиотажного спроса в аэропорту, берите билеты на самолет сейчас - подождете в Асунсьоне: потопчетесь по магазинам, мате попьете...

unamarmota
07.07.2011, 13:31
На этой неделе в Асунсьоне - концерт русской музыки.
Дата пока неизвестна, извините.


Всем - транкилла. Можно пока не спешить, не сбивать каблуки, а спокойненько подготовиться - время еще есть.
По последним данным концерт состоится 15 июля в 20.00 в зале Центробанка Парагвая в городе Асунсьоне.

unamarmota
23.07.2011, 18:06
Читаю скупые строки биографии славного парагвайца/русского/украинца Степана Леонтьевича Высоколяна:

Степан Леонтьевич родился в простой крестьянской семье, в селе Наливайко под Каменец-Подольском. Он окончил ускоренный курс Виленского военного училища и в девятнадцать лет ушел добровольцем на фронты Первой мировой войны. На войне он был пять раз ранен, а в 1916 году его произвели в офицеры. В Гражданскую войну он сражался в рядах Белой армии. В ноябре 1920 года вместе с остатками армии генерала П. Н. Врангеля он прибыл в Галлиполи. В 1921 году из Галлиполи он пешком пришел в Ригу, пройдя почти три тысячи километров. Затем он переехал в Прагу, где в 1928 году окончил физико-математический факультет местного университета со званием доктора наук по высшей математике и экспериментальной физике. В 1933 году он окончил чешскую Военную академию. В декабре 1933 года он прибыл в Парагвай и 5 марта 1934 года был принят в парагвайскую армию в чине капитана.
Отличившись на военном поприще, С. Л. Высоколян на протяжении всей своей жизни в Парагвае занимал в Парагвайском университете кафедры физико-математических и экономических наук. Кроме того, он был профессором в Высшей военной академии, Высшей морской академии и в Кадетском корпусе. В 1936 году он был удостоен звания «почетного гражданина» Парагвайской Республики и награжден золотой медалью Военной академии Парагвая имени Франциско Солано Лопеса. Кстати сказать, С. Л. Высоколян стал мировой известностью в связи с решением им теоремы Ферма, над которой безуспешно более трех столетий трудились многие светила математического мира.
Степан Леонтьевич Высоколян скончался в Асунсьоне 31 июля 1986 года (на 91-м году жизни) и был с воинскими почестями похоронен на Южном Русском кладбище. По этому поводу в стране был объявлен Национальный траур.

Знают ли в современной Украине, Хмельницкой ее области, Каменец-Подольском районе, о таком славном земляке и его героической жизни? Есть в Каменце-Подольском улица имени генерала Высоколяна, не говоря уже о столице - Киеве?
Нет, другие герои сейчас в почете на тех землях...
А вот парагвайцы - помнят и чтят.